Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@

Сокровенные строки души

30.01.2017

 

          

 

 

         Задавшись вопросом «о чём пишут дети», я подумала, что смогу найти множество исследований психологов и литераторов, но к моему удивлению, я не нашла практически никакой литературы на эту тему. Почему же детскую литературу исследуют так мало и так поверхностно?

К слову, по запросам «дети писатели», «детская литература», «детские произведения», «творчество детей» я нашла очень мало информации. В основном я увидела литературу для детей, выставки для детей и совсем немного конкурсов для детей. Всё ДЛЯ, а не ОТ детей. Попытавшись найти детей писателей, я нашла лишь четырнадцать, напечатавших свои собственные книги и получившие огласку. Про региональных детей писателей я не нашла никакой информации.

Эти поиски привели меня к очень грустным выводам: для детей сейчас делается очень многое, но самое главное закрыто под семью замками. Детей-Творцов практически никто не поощряет. И именно из-за этого каждый конкурс, каждая публикация детских произведений сотрудниками «Литературной галактики» становятся ценнее раз от раза. По словам Елены Карамзиной, «наша задача – помочь им [детям] осознать, что их будущее и будущее нашей страны в руках и головах этих маленьких человечков».

Не найдя никаких исследований на тему того, о чём же пишут дети, я решила провести своё собственное. В моём опросе приняли участие 30 детей от восьми до двенадцати лет. Все они – жители пст. Даурия, Забайкальский район, Забайкальский край. 24 из них – девочки, 8 – мальчики. Всем детям я задала три вопроса. Первый: пишешь ли ты стихотворения, рассказы, сказки (любые литературные произведения)? Второй: о чём ты пишешь? Третий: что ты делаешь с написанным?

Ответы детей меня поразили, и, опять же, не в самом лучшем смысле этого слова. Как выяснилось, абсолютно все 30 опрошенных мною детей пишут. Но всё написанное они или выкидывают, и лишь иногда показывают сверстникам, после чего так же выкидывают. Крайне редко (лишь трое детей) показывали свои произведения учителям русского языка и литературы. Дети зачитывали их при одноклассниках или на специальных литературных чтениях, приуроченных к тем или иным датам. Но в итоге дальше школьных стен их произведения не уходили. Двадцать из тридцати детей показывали свои произведения родителям. На мой вопрос о реакции  родителей на этот жест доверия, дети ответили, что родители в редком случае хвалили их, в основном же они говорили, что всё написанное скучное, простое и не стоит того, чтобы это кому-то показывать. Так, может быть, проблема не в государственных программах  и отсутствии возможности у детей опубликовать то, что они пишут, а в самой семье? Если дети видят разочарование в глазах родителей, как они смогут пойти с написанным хотя бы к учителям? Они ведь те же взрослые и ответят так же, как родители. Кстати, эту мысль высказали мне сами дети.  

На второй вопрос дети отвечали не охотно. Но после беседы и небольшого тренинга, который я провела им, они раскрепостились и смогли поделиться со мной самым сокровенным. Все дети пишут сказки. Те, что постарше, писали их раньше. Половина детей (а это дети от десяти до двенадцати лет) пишут о любви и о сверстниках. Абсолютно все пишут о школе, о взаимоотношениях с другими детьми. Если говорить о жанрах, то к моему удивлению, их оказалось множество. Как я уже сказала, дети пишут сказки. Дети любят сочинять истории о животных, про Новый год и Деда Мороза, сказки о мифических существах. Стихотворения пишут так же практически все. В основном тема стихотворений – любовь и дружба. Рассказы в ответах детей встречаются немного реже. В основном их тема - забавные истории про животных или весёлые случаи из семьи. Фантастические повести пишут пятнадцать из опрошенных мною тридцати школьников. Дети любят фантазировать о том, что будет в будущем: о роботах-помощниках, о летающих машинах, об искусственных домашних питомцах. Мне понравилась идея электронной сети, проникающей в мозг и обучающей детей вместо школы без каких-либо затрат времени. Одна секунда, и учебник по географии закачан в мозг и обработан им. Две секунды, и выучен иностранный язык. Плюс дети мечтают о голографических книгах, телевизоре и компьютере. Несколько детей пытались написать самый настоящий роман. В основном на тему выбора в будущем – куда пойти учится, кем работать. Кстати, многие дети в своих произведениях описывают себя как более взрослых и самостоятельных людей.

Когда я спросила детей, хотелось бы им опубликовать свои произведения и принять участие в конкурсе, они, естественно, сказали, что были бы очень счастливы это сделать. Когда я рассказала им о конкурсе «Мой мир – будущее России» и дала им почитать положение, они сказали, что посоветуются с родителями по поводу участия в конкурсе. Я, вспомнив всё, что мне говорили дети, посоветовала принести мне все их произведения и показать. Посмотрев их, я бы могла помочь оформить всё как надо и отправить на конкурс. К моему сожалению, прошло уже три дня и дети ничего мне не принесли. Когда я их увидела и спросила, в чём дело, они ответили, что сомневаются в себе, что родители посоветовали им не отправлять свои работы на конкурс.

После всего вышесказанного я просто обязана сделать вывод. Жаль, что печальный. Дети пишут, фантазируют, раскрывают свою душу и свои мысли. Вместо того, чтобы отвергать творения детей, родителям стоило бы прочитать всё внимательно. Ведь где, как не в своих стихотворениях, рассказах и сказках дети раскрывают все самые потайные уголки своей неокрепшей, но такой прекрасной души. Ни один взрослый не может придумать порой такие интересные, необычные и яркие образы, как это могут сделать дети.

Здесь крайне важно осознать ту силу, которую несут в себе детские литературные произведения (и я не стесняюсь называть их так – чистую душу, откровенные порывы необходимо называть своими именами). Мы привыкли жить настоящем: учёба, работа, семья, готовка ужина и так далее. Мы заглядываем в будущее, лишь когда берём кредит или планируем новое дело. Но кто из нас представляет себе будущее страны лет так через пятьдесят или даже сто? Никому это не интересно, так как покупка дивана с модным цветом именно марсала, а не фиолетового, важнее глобальности происходящего в душах детей. Что дадут стране и миру дети, посвятившие себя написанию качественных книг? Спортсмены, биологи, химики, программисты легко занимают свою нишу и делают своё дело. Их имена на слуху, любое открытие или первое место в международных соревнованиях тут же освещаются федеральными каналами. Но когда вы в последний раз слышали имя автора книги, написавшего то, о чём другие лишь догадываются? Кто из современных авторов перевернул вашу жизнь своей книгой? Кстати, а когда вы в последний раз читали, а? Будущее за технологиями, с этим сложно поспорить. Но творческое будущее страны и развитие литературы прячутся как раз за пока что неокрепшими детскими порывами писать трогательные рассказы о своей любимой собачке.

Когда мы перестали читать? Когда писатели перестали получать достойные гонорары? Когда мир стал неинтеллектуальным, зато технически развитым? Если эти процессы будут прогрессировать, то мир станет беднее, скучнее и печальнее. Отсутствие желания развиваться посредством не только чтения, но и создания чего-то хорошего может привести к плачевным последствиям. Возьмём самый яркий пример из истории нашей страны - кровавая революция 1917 года. Были ли её причины, описанные в учебниках истории, правдивыми – не нам судить. Но уже сейчас можно услышать мнение компетентных людей о том, что названные там причины - искусственны. Для толчка были придуманы слухи о разрухе в стране, кризисе и развале сельского хозяйства. И страшнее становится от того, что ослепление идеей переворота произошло так быстро и так легко. Игра на  непросвещенности народа сыграла злую шутку со страной. Зная, на какие рычаги давить, ими управляли буквально как стадом. И люди шли на революцию как стадо, убивая своих братьев и отцов. Если бы революционеры были более вдумчивы, если бы они больше вкладывали смысла в разрушающее действие происходящего, то страна не разорвалась бы на два фланга. Сейчас в нашей стране нарастает недовольство властью и экономическим кризисом. Многие проводят аналогии с теорией столетнего повторения: раз в сто лет история повторяется. В социальных сетях то и дело встречаешь неграмотные посты о том, что «в строне кашмар кокой то тварица». Люди ждут чего-то, не желая создавать прекрасное. А, может, дело в том, что как раз в детстве им не дали развить свои прекрасные таланты и обрубили на корню все их творческие порывы? Вспомним ошеломительную победу нашего народа в Великой отечественной войне. Люди шли в бой, прижимая к сердцу стихотворение «Жди меня, и я вернусь». Все запоем читали книги, лишь бы на миг отвлечься от невыносимых тягот войны. Русский дух был крепким, вдохновлённым мечтами о возврате домой. И самая сильная нация на тот момент с многомиллионной армией была побеждена.

И сейчас, после всех этих слов, я обращаюсь к родителям. Дорогие, уважаемые родители, не запирайте Творца внутри вашего ребёнка. Дайте ему возможность писать, творить, мечтать. И даже если вам не нравится то, что пишет ребёнок, не лишайте его мечты, не говорите ему о своих разочарованиях. Помогите ребёнку найти курсы по литературе для детей, обратитесь к учителям русского языка и литературы, сами почитайте литературу по основам стихосложения и направьте своего ребёнка из русла «тяп-ляп литературы» в русло «стоящих произведений». Выкиньте лень из своей жизни, обратите внимание на своего ребёнка. Дайте вашему ребёнку повлиять на будущее мира своей прекрасной и чистой душой. Ведь если в самом зачатке вы убьете в ребёнке тягу к литературе, вы, скорее всего, вычеркните великого писателя из будущего мира.

Ксения Вараксина,
филолог, журналист.

 

Комментарии (0)Просмотров (386)