Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@
««Псы» сейчас на Мать-Россию лают /Вместе с ней я эту боль приму»
Добавил: litgalaxy 07 февраля 2017 22:04

Очень взрослый, осознанный заголовок  выбрала я для этой статьи. Кажется, что эти строки написаны человеком, прожившим долгую жизнь, и переживающего за свою страну. Ан нет, написал их школьник из Екатеринбурга - Лев Протасов, победитель одного из литературных конкурсов для детей.

Когда задумываешься на тему патриотизма в литературных произведениях детей, в голову приходят неловкие стихотворения о своём городе или о России, в которых мало осознания проблем Родины. Думаешь: ну что дети могут смыслить в глобальности проблем охраны природы или политической ситуации в стране? Но на деле всё оказывается иначе. Дети пишут, с этим мы уже разобрались, и пишут очень много. И дети говорят о своей Родине прекрасные и грустные слова.


Патриотическому воспитанию в школе уделяют достаточно внимания. Различные тематические чтения, классные часы, конкурсы и так далее – всё это приучает детей с ранних лет думать о своём большом Доме – России. Конечно, политические настроения в семье и обществе могут сильно усугубить ситуацию. Ни для кого не секрет, что сейчас со всех сторон льётся антироссийская пропаганда, как специально запущенная, так и неосознанная на уровне сплетен и недовольств. В результате, подслушав разговоры взрослых о том, что родная страна умирает, ребёнок начинает думать о ней так же. И ему никто не объяснит, что сила страны состоит в каждом человеке. И если ругающие свою Родину ничего не предпринимают для её улучшения, то дело, скорее всего, не в стране, а в самих людях.


Тем не менее, дети пишут хорошие, светлые, добрые стихотворения о своей малой и большой Родине. Пока я готовилась к написанию этого материала, я прочитала множество детских стихотворений и рассказов о России, о своём городе, о природе. Меня очень тронули все эти строки. Детская душа не омрачена переживаниями взрослых, она чиста и восприимчива, именно поэтому попытка выразить любовь к чему-то грандиозному получается такой искренней и трогательной.  И сейчас, в наше время «не любви» к России такие произведения детей просто необходимо показывать всем нашим согражданам. Ведь этим детям жить в нашей стране, им строить её будущее. Очень важно заложить положительный фундамент, построенный на любви и переживаниях за Родину, а не на ненависти ко всему, касающегося России.


Многие стихотворения и рассказы, присылаемые на конкурс «Мой мир – будущее России», носят глубоко патриотический характер. Я помню это ещё из читинского этапа конкурса в 2012 году, в котором я была одним из сотрудников «Литературной галактики». Дети сопереживают природе, рассказывают о своём родном городе или деревне, рассуждают о России. Такие конкурсы просто необходимо поддерживать на всех уровнях. Осмысление ребёнком себя как полноценного гражданина своей страны поможет ему в будущем найти себя, своё место в этом сложном мире, стать хорошим, добрым и любящим человеком.


Я до сих с тоской вспоминаю телевизионный конкурс «Проходной балл», проводимый в Чите на протяжении четырёх лет и закрытый за отсутствием финансирования. Три этапа конкурса (первый – заочный, второй и третий – очные) базировались на знаниях детей истории своего родного края. За счёт этих знаний старшеклассники получали возможность поступить на бюджетные места в ведущие университеты города Чита. Сколько грамотной, влюблённой в свою родную землю молодёжи вышло из-под крыла организаторов конкурса! Многие из них остались работать в крае и до сих пор интересуются историей.


Из таких региональных конкурсов и должна складываться основа, которая может выйти уже на Российский уровень. Как, например, конкурс «Мой мир – будущее России». Само название выражает основную мысль конкурса. Дети – это будущее страны. И от того, каким будет их мир сейчас, зависит, каким будет мир России в будущем.


Так что же пишут дети о своей Родине?


Почитав множество их произведений, я решила сделать небольшую условную классификацию патриотических стихотворений детей. К сожалению, примеры из рассказов сложно приводить из-за потери контекста, поэтому основой моего мини-исследования станут стихотворения. Итак, приступаем.


Первый вид патриотических стихотворений детей – это стихотворения о России без негативной окраски. Как пример я приведу отрывки из произведения Салиховой Полины.


Страна моя огромная - Россия, огромная 
В сравненье с ней Канада и Китай 
Не выглядят такой особой силой,
Как наша гордость - наш родимый край…

… И жить учись почётно,
Почётный гражданин. 
Таких, как ты немного,
Точнее, ты один.


Конечно, ребёнку трудно соблюдать все правила стихосложения, но это ли важно в таких проникновенных строках? Когда ребёнок задумывается о том, что каждый человек должен стать достойным гражданином, он сам им станет в будущем.


Второй наблюдаемый мною вид – это стихотворения о России с элементами сопереживания. Здесь я приведу в пример стихотворение, строки из которого стали названием этого самого материала.


Мал ещё, но рассудить я в силе,

И никто меня не упрекнёт —

Нет страны, прекраснее России!

Этот вывод знаю наперёд!..

 

…«Псы» сейчас на Мать-Россию лают

Вместе с ней я эту боль приму.

Вырасту, окрепну, возмужаю

И тебе, Родная, помогу!..

 

…Ты сейчас немного приболела,

Ничего, Россиюшка, крепись!

Как и прежде на меня надейся,

Не сдавайся, Матушка, — держись!


Эти отрывки из стихотворения Льва Протасова очень проникновенны и глубоки по своему смыслу. Ну, всё ещё считаете, что дети не способны чувствовать боль страны? Я бы посоветовала всем, читающим эти строки, прочитать это стихотворение полностью. Я уверена, что оно затронет вас до глубины души.


Третий вид, найденный мною на просторах детской фантазии, поразил меня больше всего. Это стихотворения о нелёгкой доле Творцов и Авторов в России. В стихотворении-примере можно найти множество отсылок: это и декабристы (правда, я немного не согласна с идеями декабристов, но это уже другая история), и битники, и такие писатели, как Пастернак и Есенин. Так же остро задета тема заказных писателей, которую ещё раскрыл в своей книге «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков (вспомните Дом Грибоедова). В этом стихотворении я нашла отголоски тех времён, когда страна сбивалась с курса и те, кто говорил правду, были врагами народа. Итак, пример из очень смелого стихотворения Александра Ныробцева (на момент написания ему было 16 лет).


Нас не шибко любила отчизна,
И доносы на нас шли рекой,
Наши строчки нам стоили жизни,
Наша жизнь становилась строкой.

В бесконечном пергаментном свитке,
Что архангел таскает с собой…

 

…В списках сосланных на лесосплав,
В чьих-то играх монетой разменной
Становились стихи и слова.

Все политики рвутся в бессмертье,
Не гнушаясь кровавой ценой…

 

…А поэты писали о войнах,
О сраженьях и звоне мечей,
Не всегда воспевая достойных,
А, случалось, вообще палачей.

…Всё смешалось в годах круговерти,
Со страниц слышен пушечный гром –
Прошибаем калитку в бессмертье,
Кто мечом, кто гусиным пером.

 

Теперь-то вы верите, что дети-Творцы мыслят гораздо глубже, чем нам могло представиться?

Но давайте отойдём от гнетущей темы несправедливости и узнаем, о чём же ещё патриотичном пишут дети. Это, конечно же, стихотворения о войне. Нынешние дети – последнее поколение, которое видит ветеранов страшнейшей войны живыми. Их детям уже не суждено с ними познакомиться. Именно поэтому так важно, чтобы школьники знали о тех страшных годах, понимали, что война – это самая разрушительная сила в мире, важно, чтобы они передали своим детям мысли по этому поводу. И пока ребята пишут о войне, у нас есть надежда, что она не повторится. Как пример я процитирую стихотворение Ирины Асеевой.

 

Я возьму с собой гвоздики красные,
Ленточку от ордена Победы - 
Мы сегодня всей семьею празднуем
Праздник, нам подаренный прадедом.


…И война - казалось бы, далекая - 
В этот день как будто снова близко…


Ветеранам с теплотой сердечною
Подарю гвоздичек ярких пламя - 
Словно часть огня большого вечного -
Нашу благодарность, нашу память.

 

Ну и последний, пятый вид патриотических стихотворений, который явно бросается в глаза, это стихотворения о родной природе. Здесь как пример я приведу отрывок из стихотворения, которое показал мне Родион Скосырский, когда-то занимавшийся у меня в группе кружка журналистики. 

 

Степи, полные огня,

Море солнца и травы,

Родина, люблю тебя,

Все твои моря, холмы.

 

Мне хотелось дополнить данную классификацию ещё парой видов, примеров на которые было найдено крайне мало. Это: стихотворения о своей малой Родине; стихотворения о своём будущем как части России; стихотворения-мечты об утопическом будущем страны; стихотворения с высокой негативной окраской относительно ситуации в стране. После такой классификации многие литературоведы накинутся на меня и обвинят меня в непрофессионализме и отступлении от канонов. Я же поспешу их остановить. Я выделила не все виды патриотических стихотворений, а лишь те, которые встречаются чаще всего, те, которые наполнены глубочайшим смыслом и сильнейшим содержанием. Все выделенные мною виды – не литературоведческая классификация, а моя личная, основанная на изученном мною материале. Эта классификация не носит хрестоматийный характер и не претендует на научность.

 

В завершение хотелось бы сказать, что детям просто необходимо писать патриотические литературные произведения. Через осознание себя как части будущего России дети смогут построить достойное будущее для себя и своей Родины, смогут стать нужными стране людьми. И, конечно же, крайне необходимо поощрять таких юных Творцов. Ведь кто, если не они, будут строить будущее нашей необъятной и такой прекрасной Родины?

 

Ксения Вараксина,

филолог, журналист.


  

 

 

 

 

   

 

 

Просмотры (240)  Комментарии (0)  Форум (Общие)