Пожелание автору сказок. Анна Снежина
http://litgalaxy.org/forum/134612/90110
Член жюри мнждународного конкурса сказок "Новые сказки современного мира"
Лауреат, Магистр и Звезда Международного Фонда ВСМ.
Член клуба «Слава Фонда ВСМ».
Член жюри МФ ВСМ.
Член жюри II Открытого Фестиваля-конкурса сценического мастерства "Если бы..."
проходившего 20-22 марта в городе Набережные Челны, Республика Татарстан.
Председатель жюри Международного многоступенчатого Конкурса «Сказка за сказкой-2»
(2012г.) и "Сказка за сказкой-3"(2013г.) МФ ВСМ
Член Международного творческого объединения детских авторов. (МТО ДА)
Уважаемые авторы!
На мой взгляд, один из сложнейших литературных конкурсов - конкурс сказок.
Поскольку я в течение нескольких последних лет являюсь ведущей и председателем жюри конкурсов, проводимых Международным Фондом ВСМ, так же членом жюри многих конкурсов и фестивалей, и веду, за редким исключением, в основном конкурсы сказок, могу с большой долей уверенности сказать, что стала экспертом в этой области, без преувеличения.
Главная ошибка авторов, начинающих писать в жанре сказки, это, как считает большинство из них, отсутствие сложности. Почему-то авторы считают, что, поместив персонаж в непривычный для него мир или среду обитания, то произведение автоматически становится сказкой. Это далеко не так.
Мне очень нравится, что по этому поводу сказал Александр Михельман: "В идеале хороший автор должен разбираться во всех науках и знать всё обо всём, хотя бы в общих чертах. Любая фантазия должна опираться на реальные знания. Запомните рецепт успешной сказки: 25 процентов фантазии, 25 процентов усидчивости и трудолюбия и 50 процентов – знаний. Заодно и сказка ваша будет не только интересной и увлекательной, но и познавательной." (с)
В сказке не должно быть искажений фундаментальных знаний, подаваемых ребёнку в форме сказки. Ежи не делают запасы на зиму, не собирают, и не едят грибы и яблоки, они хищники, и рацион у них состоит совершенно из другой пищи. Пчелка может жить во дворце, а не в улье, но никогда рабочие пчелы, собирающие мёд, не будут делиться на мальчиков и девочек, и не смогут иметь детей. Рабочая пчела всегда только женского рода, не способная к репродукции. Полевые цветы растут на полях, а не в лесу, если только их не занесла туда волшебная сила, и не нужно их спасать, возвращая на родину (в поле)
И таких вот ошибок множество.
К слову, у меня есть сказка, где старая ежиха собирает грибы. Но делает это только в помощь своей подруге, бабушке белке. Сказка социальной направленности, о стариках, оставшихся без помощи и поддержки, и с трудом доживающих свой век в одиночестве. В таком контексте допустимо отступление от реального образа жизни ежей. Поскольку ежиха сама есть грибы не собирается, а помогает подруге заготовить еду на зиму.
Мой совет авторам. Прежде, чем вы берётесь за написания сказки, не поленитесь прочесть всё, что сможете найти на тему вашего сюжета, узнайте все особенности вашего героя, пусть это растение, животное, или даже неодушевлённый предмет, типа машинки или садовой скамейки. И не начинайте работу над произведением, не собрав достаточно сведений о мат. части вашей сказки.
Не нужно аппелировать к тому, что это сказка, а значить всё, что не так, как в жизни, является сказочным. Это ошибочное мнение, наносящее вред читателю, верящему автору, и черпающему знания из его произведений.
Теперь о самих произведениях, присылаемых на конкурсы. К сожалению, большинство из них написаны небрежно, тексты не вычитаны, с массой ошибок. На высказанные замечания по этому поводу приходится выслушивать достаточно странные для взрослого человека ответы. Например: "Ну что вы хотите, я школу давно окончил! Уже всё позабыл!" Или: "Пусть корректоры исправляют, моё дело - писать!"
Дорогие мои авторы, это неуважение, и, в первую очередь, к себе самому. Корректоры сейчас есть даже не во всех издательствах, а вот компьютерные программы, исправляющие орфографические и пунктуационные ошибки, установлены во всех компьютерах. Либо найдите себе редактора, который будет редактировать, и корректировать текст, прежде чем вы его отправите на конкурс или просто выложите в Сеть. Научитесь уважать себя, и тех, кто читает ваши произведения. Читайте больше классики, анализируйте свои ошибки, и их с каждым разом будет всё меньше, и меньше!
Содержание так же оставляет желать лучшего. Очень часто присылают, как высказался один из членов жюри моей команды: "Приторные благоглупости". И это ещё мягкое замечание.
Так же авторы считают, что можно взять известный сюжет, заменить имена, слегка изменить время и место действия, и сказка готова. А где же творчество? Где авторская фантазия?
Но, как в случае с золотоносным песком, среди огромного количества псевдосказок встречаются и поистине самородки. Читаешь, и наслаждаешься. Причём автор не обязательно "маститый", это может быть и начинающий, но не лишённый искры божьей. И конкурсы как раз и помогают выявить этих самородков, помогают им найти своих читателей-почитателей, а кому-то открывают дорогу в "большую" литературу. Ведь так важно поверить в свои силы и в нужность того, чем занимаешься. А именно - пишешь сказки.
Так же хочу обратить ваше внимание на некоторые моменты, являющиеся очень важными.
Во-первых - никогда не аппелируйте к тому, что ваше произведение, будь то сказка, или рассказ, или крупная форма (повесть, роман), заняли призовое место в другом конкурсе. Особенно, когда вас, по вашему мнению, недостаточно высоко оценили, или работа вовсе не попала в число победителей данного конкурса.
Я всегда говорю возмущающимся авторам, что конкурсов великое множество, у всех различные задачи и требования, различные форматы. И, если вы не победили в данном конкурсе, это не значит, что произведение плохое. Просто конкурс не ваш. Не подошли по формату, по содержанию, по иным критериям. Не нужно отчаиваться или обвинять жюри в некомпетентности. Пишите новое произведение, или ищите другой конкурс, где вас заметят и оценят по достоинству. К тому же, как я не раз имела возможность убедиться, даже у самых слабых авторов имеются свои читатели-почитатели. И всякое произведение находит своего читателя.
Но, любому автору, начинающему, либо уже получившему признание, я просто убеждена в этом, нужно стремиться к самосовершенствованию, адекватно оценивать свои возможности, и прислушиваться к непредвзятой конструктивной критике со стороны.
Во-вторых - никогда не ссылайтесь на то, что ваша сказка понравилась вашим внукам, детям, племянникам. Это совершенно не показатель того, что произведение удалось, и достойно быть представленным широкому кругу читателей. Поймите одно. Для ребёнка всё, что написали его мама-папа, бабушка-дедушка, дядя-тётя уже гениально по определению. Ведь вы для них самые родные, и самые умные люди на свете. И всё, что вы им прочтёте, априори будет лучшим. Ведь это вы написали!
Так же ребёнку важен сам факт общения. И если вы нашли время почитать ему, посидеть с ним рядом, то ребёнок будет так этому рад, что с удовольствием будет слушать всё, что вы ему читаете. Главное для него в этот момент то, что вы - рядом! В наш век скоростей и загруженности взрослых работой, малышам очень не хватает живого общения, заменяемого телевизором и компьютером. Так что, делайте выводы, дорогие мои авторы. И не слишком обольщайтесь, услышав похвалу и слова одобрения от ваших детей и внуков.
Могу только добавить, что мои дети не читают и не слушают мои сказки до того, пока их не опубликуют. И правильно делают.
В-третьих. Как я уже упоминала, я специализируюсь на проведении Международных многоступенчатых "сказочных" конкурсов. Поэтому с большинством современных сказочников я знакома. Все они принимают участие в конкурсах. Либо в тех, что я веду, либо в тех, где сама принимаю участие. И обратила внимание вот на что. Есть авторы, трепетно относящиеся к любым критическим замечаниям, раз от раза совершенствующие своё мастерство, а есть такие, что используют конкурсные площадки только для самопиара.
Присылают заявку, размещают произведение, и исчезают. На критические замечания не реагируют, работу над ошибками не ведут, либо оправдываются тем, что произведение написано давно, и ничего изменять в нём они не будут. Тогда возникает резонный вопрос. Для чего автор рассылает произведение по всем конкурсам, если не намерен над ним работать в дальнейшем? Я бываю неприятно удивлена, увидев такие произведения спустя год, или два в неизменном виде присланных на конкурс, несмотря на все замечания, сделанные автору.
Поэтому хочется пожелать всем авторам. Будьте более открыты для критики и работайте над собой. Не нужно брать количеством, берите лучше качеством текстов, не становитесь графоманами, штампующими "нетленки" вагонами.
Не бойтесь принимать участие в конкурсах, пишите, самосовершенствуйтесь. Старайтесь прислушиваться к рекомендациям и замечаниям членов жюри и просто читателей.
В наш прагматичный век так не хватает настоящих сказок. И детям, и взрослым. Не раз замечала, что взрослые радуются, как дети, наткнувшись на хорошую сказку. А детям... Детям нужны сказки. Без них не бывает счастливого детства. Появилось даже направление в медицине - сказкотерапия. А это значить, что хороший сказочник всегда найдёт применение своему таланту и будет востребован.
Удачи вам, друзья!
Анна Снежина
Набережные Челны,
август 2013г