КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ?
Корней Чуковский ЗАПОВЕДИ ДЛЯ ДЕТСКИХ ПОЭТОВ
из книги «ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ»
Предлагаю Вашему вниманию краткие цитаты, отражающие суть заповедей.
1)Она заключается в том, что наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность. Те стихи, с которыми художнику нечего делать, совершенно непригодны для этих детей. Пишущий для них должен, так сказать, мыслить рисунками.
2) Наибыстрейшая смена образцов - здесь, как мы видели выше, второе правило для детских писателей.
3) Третье правило заключается в том, что эта словесная живопись должна быть в то же время лирична. Поэт-рисовальщик должен быть поэтом-певцом. Ребенку мало видеть тот или иной эпизод, изображенный в стихах: ему нужно, чтобы в этих стихах были песня и пляска.»
4) …подвижность и переменчивость ритма была для меня четвертой заповедью.
5) Пятая заповедь для детских писателей - повышенная музыкальность поэтической речи… Дети в своих стихах никогда не допускают того скопления согласных, которое так часто уродует наши "взрослые" стихи для детей. Ни в одном стишке,сочиненном детьми, я никогда не встречал таких жестких, шершавых звукосочетаний, какие встречаются в некоторых книжных стихах. Вот характерная строка из одной поэмы для детей:
Пупс взбешен...
Попробуйте произнести это вслух!
Псвзб - пять согласных подряд! И взрослому не выговорить подобной строки, не то что пятилетнему ребенку.
Еще шершавее такая строка некоего ленинградского автора:
Вдруг взгрустнулось...
Это варварское вдругвзгр - непосильная работа для детской гортани.
И больно читать ту свирепую строку, которую сочинила одна поэтесса вМоскве:
Ах, почаще б с шоколадом...
Щебсш! Нужно ненавидеть ребят, чтобы предлагать им такие языколомные
"щебсши".
Не мешало бы сочинителям подобных стихов поучиться у тех малышей, которым они царапают горло своими корявыми щебсшами. Стоит только сравнить два стиха: один, сочиненный ребенком, - "Половина утюга", и другой, сочиненный взрослым, - "Ах, почаще б с шоколадом", чтобы увидеть колоссальное превосходство трехлетних. В "Половине утюга" на семь слогов приходится всего шесть согласных, а в стишке о шоколаде на восемь слогов целых двенадцать согласных.
6) рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой … почти во всех стихотворениях, сочиненных малыми детьми, рифмы находятся в ближайшем соседстве. Ребенку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых не смежны.
7)…те слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы. На них должна лежать наибольшая тяжесть семантики.
Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребенка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку. Это правило я считаю одним из важнейших и пытаюсь не нарушать ни при каких обстоятельствах. И часто делаю опыты со своими и чужими стихами: прикрываю ладонью левую половину страницы и пытаюсь по одной только правой, то есть по той, где сосредоточены рифмы, догадаться о содержании стихов. Если мне это не удается, стихи подлежат исправлению, так как в таком виде они до детей не дойдут.
8) каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм.
9) Стихи, которые богаты эпитетами, - стихи не для малых, а для старших детей.
… что маленького ребенка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий. А если так, то побольше глаголов и возможно меньше прилагательных!
10) Десятая заповедь заключается в том, что преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть непременно хорей.
11) Одиннадцатая заповедь для детских писателей заключается в том, что их стихи должны быть игровыми, так как, в сущности, вся деятельность младших и средних дошкольников, за очень небольшими исключениями, выливается в форму игры.
12) не забывать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией!
13) Она заключается в том, что в своих стихах мы должны не столько приспособляться к ребенку, сколько приспособлять его к себе, к своим "взрослым" ощущениям и мыслям. Конечно, мы должны делать это с большой осторожностью, не насилуя природы ребенка, но если мы этого делать не станем, нам придется отказаться от роли воспитателей.
Вот, пожалуй, основная суть заповедей…
Есть еще четырнадцатая, не вошедшая в книгу «От двух до пяти».
Согласно ей, человек, пишущий для детей, сам должен быть счастлив…