Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@
Курс - Культура русской деловой речи. Урок 4
Добавил: litgalaxy 19 октября 2016 22:39

Типы лексики с точки зрения соотношения формы и лексического значения

Взято с сайта - Открытое образование https://openedu.ru/


Имеет также смысл вспомнить о типах слов с точки зрения соотношения их лексического значения и формы.

Из школьного курса русского языка мы знаем о таких группах лексики, как синонимы, антонимы, омонимы и паронимы, но сейчас имеет смысл уточнить некоторые сведения о них.

С этой точки зрения слова делятся на синонимы, антонимы, омонимы и паронимы. Эти типы лексики вам знакомы: вы изучали их в курсе средней школы, однако нам нужно их повторить, чтобы обратить внимание на некоторые их черты, новые для вас.

Синонимы – это слова разные по форме, но близкие по значению.

Синонимы делятся на языковые и речевые:

  1. языковые синонимы – слова, семантическое сходство которых проявляется без контекста, потому что оно закреплено в самой системе языка. Оно фиксируется в словарях – лексемы могут определяться в словарных статьях друг через друга: крепкий – прочныйлгать – обманыватьзабастовка – стачка и др.;
  2. речевые синонимы – это слова, семантическое сходство которых проявляется только в контексте, поэтому их называют контекстуальными. Контекстуальные синонимы являются неполными, частичными, синонимичный признак может быть представлен в них с разной степенью полноты: яблоки – плодымаленький – крошечныйбурлит – кипит, черный – вороной и др.

И языковые, и речевые синонимы могут иметь разную стилистическую окраску, относиться к разным стилям речи. Такие синонимы называют стилистическими:есть, трапезничать, кушать, жрать, лопать, хавать. К ним могут относиться и фразеологизмы: лгать, дезинформировать, врать, свистеть, вешать лапшу на уши, гнать пургу и т.п.

Антонимы – это слова разные по форме и противоположные по значению. Антонимы тоже можно разделить на языковые, заложенные уже в системе языка (злой – добрый, спать – бодрствовать, любить – ненавидеть, вверх – внизи др.) и речевые, которые становятся антонимами только в контексте: новый – обветшалый, настоящий – сказочный, робкий – гордый, золотой – медяк и т.п.

Антонимы также могут быть стилистическими и фразеологическими: мчаться – на ходу засыпатьработать засучив рукава – лодырничать, бить баклуши и т.п.

Омонимы – слова одинаковые по форме и разные по значению.

Омонимы делятся на несколько видов.

  1. Собственно омонимы или абсолютные омонимы – это слова одной части речи, которые и пишутся, и произносятся одинаково: ключ (родник) – ключ (в двери), бор (химический элемент) – бор (лес), оклад (рамка) – оклад (зарплата) и др.
  2. Омофоны – слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся:гриб – гриппкод – котлуг – лук и др.
  3. Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, в основном благодаря разнице в ударении: белки́ – бе́лки, пари́ть – па́рить, писа́ть – пи́сать, передохну́ть – передо́хнуть и др.
  4. Омоформы – проявление грамматической омонимии – разные грамматические формы одного слова или разных слов разных частей речи, совпадающие по форме: женщины (родительный падеж единственного числа существительного и множественное число именительного падежа), мой(притяжательное местоимение и глагол повелительного наклонения), три(числительное и глагол повелительного наклонения, течь (существительное и инфинитив глагола) и др.

Паронимы – это слова, которые имеют сходство по форме (звучанию и написанию), общие корни и общее в значении, но тем не менее отличающиеся и по форме, и по значению. Как правило, эти слова имеют разные суффиксы, которые придают и разные оттенки значения однокоренным словам: искусный(ловко и красиво сделанный) – искусственный (не природный, созданный человеком), артистичный (отличающийся артистизмом, артистическим талантом) – артистический (имеющий отношение к артистам, свойственный артистам), ароматный (имеющий аромат, приятно пахнущий) – ароматический(придающий аромат), абонент (владелец телефона, радиоточки или абонемента) – абонемент (право по договору пользоваться чем-нибудь за плату в течение обусловленного срока) и др.

Смешение паронимов является одной из самых частых речевых ошибок.

Лексика языка чутко реагирует на все процессы, происходящие в общественном сознании, и отражает как положительное, так и отрицательное, чем характеризуется общественное сознание в данный момент. Поэтому так важно внимательное, бережное отношение к слову, употребление слова в строгом соответствии с тем понятием, которое этим словом обозначается.

Просмотры (318)  Комментарии (0)  Форум (Обучение)