Ребёнок, ещё не осознавая себя, любопытен практически с рождения. В это
время он начинает интересоваться различными объектами и их состояниями.
Заинтересовавшись чем-то особо, он начинает это познавать, а потом и подражать.
Дело это без сомнения хорошее, ведь умение интересоваться-познавать-подражать –
это цикл изначального развития личности.
А могут ли взрослые на этом этапе повлиять на воспитание
будущей полноценной личности в ту или иную сторону? Давайте рассмотрим этот
вопрос на примере детского творчества в области литературы.
Вот ребёнку понравились какие-то литературные произведения,
будь то стихи, сказки, рассказы про животных или патриотические рассказы. Тогда
он начинает знакомиться с другими подобными произведениями, если таковые
окажутся под рукой, конечно, кстати, сеть Интернет в этом случае хорошее
подспорье(Интернет – хорошая вещь, если им пользоваться по делу). Чем больше
ребёнок узнаёт об этом жанре, тем больше он чувствует в себе силы, а однажды он
начинает писать своё собственное произведение.
Дело это непростое: он всё время пытается подобрать нужные
слова, рифму, если это стихотворение, пытается вспомнить уроки русского языка
по написанию сочинений, старается создать узнаваемые образы, логически описать
действия героев, усилить чувства и впечатления – работа кипит, мозг напряжён,
все дела заброшены, друзья уходят на второй план, всё проверяется и
перепроверяется многократно…
И вот долгожданный момент: произведение по мнению ребёнка
закончено, муки писателя испытаны полностью, а тема освещена хорошо; он,
чувствуя себя триумфатором, несёт свой шедевр на показ самым близким ему людям,
чьё мнение ему особо дорого, и на чью похвалу он рассчитывает в первую очередь.
На самом деле произведение не то что «сырое», оно, скорее всего, никакое.
Теперь наступает момент истины! Будет ли этот ребёнок,
будучи взрослым человеком, доброжелательным, отзывчивым и целеустремлённым,
будет ли он любить Родину, учителей и родителей, сможет ли он найти себя в
жизни… если в этот момент ему скажут, что созданное им – ерунда, что писать ему
в принципе противопоказано, и чтобы он ни в коем случае никому этого больше не
показывал, чтобы не опозориться? Большой вопрос! Возможно здесь сильно
преувеличено, но лично я на полном серьёзе считаю именно так.
Предположим, что его похвалили. Тогда в следующий раз он
будет стараться ещё больше, и с каждым разом у него будет получаться всё лучше.
Такой ребёнок в будущем если и не станет писателем (а такую цель в столь юном
возрасте никто и не преследует), то вырастет культурным, трудолюбивым и
высоконравственным человеком. Этому будут способствовать прочитанные им книги и
усвоенные уроки, необходимые для развития таланта литератора (раз ребёнок начал
писать, значит талант есть).
Ну а если в момент истины ребёнку скажут, что у него плохо
получилось, и что, вообще, профессия писателя на сегодняшний день не
востребована? А куда лучше, к примеру, профессия бухгалтера, и чтобы он лучше шёл
изучать бухучёт. Не скажу, что профессия бухгалтера чем-то плоха, просто в
детстве она не вдохновляет на великие открытия: всему своё время. В этом случае
ребёнок, конечно же, не обязательно вырастет безнравственнымчеловеком, но риск
всё же есть. Как показывает опыт нашей страны в 90-х годах прошлого столетия,
велика вероятность снижения нравственности в обществе в целом.
Вот и получается, что одобрить или запретить творческий мир
ребёнка, а в итоге, создать или уничтожить целый пласт, касающийся воспитания
нравственности, очень просто, одной минуты для этого вполне достаточно.
В настоящее время, когда поколение 90-х выросло и вступает в свои права, наступает момент истины в масштабах страны: что ответит современное общество в целом, каждый воспитатель в отдельности и что скажете личноВы на поставленный здесь вопрос: нужно ли детское творчество для будущего России – да или нет?
Александр Иванов,
организатор детского конкурса
«Мой мир – будущее России»