Детство
- это для многих целая планета, наполненная счастливыми моментами и теплыми
воспоминаниями, которые остаются в памяти и сердце навсегда. Пожалуй, не
найдется на этой Земле ни одного человека, который бы никогда не вспоминал о
своем детстве, каким бы оно не было: солнечным, радужным или печальным.
Не
стоит забывать о том, что детские годы - это не только беззаботная пора, но и
время каких-то открытий и событий, которые подталкивают к
литературному творчеству. Бывает такое, что радостное событие в семье или
наоборот, какое-то сильное потрясение, вызывает у детей желание написать
стихотворение или рассказ. Именно в детстве у ребенка появляется фантазия,
он придумывает истории и потом рассказывает о них родителям, сверстникам,
друзьям. В этом фантастическом возрасте очень важно увидеть способности ребенка
и развить в нем творческий потенциал, направить его в нужное русло, помочь найти
себя в жизни.
Не
случайно, многие писатели начинали свой творческий путь с детских лет,
например, знаменитый детский писатель С. Я. Маршак начал писать стихи с четырех
лет, и здесь можно привести еще множество других ярких примеров. Самое главное:
увидеть в ребенке эти самые способности и помочь реализовать себя в будущем.
Если дети начинают писать стихи, рассказы или сказки, нужно поощрять их в этом начинании
и ни в коем случае не отбивать у них желание заниматься творчеством.
Существует множество способов, как
правильно развивать фантазию. Творческие способности и фантазию можно развивать
и на уроках литературы. Долгие годы, литература оставалась и остается самым
творческим предметом, это дисциплина, на которой можно не только изучать
биографию выдающихся писателей и анализировать их литературные произведения, но
и создавать произведения самому, пробовать себя в роли писателя или творца, для
этого педагогу можно предложить ребятам написать сказку или рассказ на заданную
тему.Тогда и станет понятно, у кого и какой потенциал, и над чем нужно
работать. Такой творческий подход к литературе способствует развитию фантазии и
творческих способностей у детей, формирует у них интерес к литературному
творчеству и литературному процессу.
Совсем недавно я провел опрос среди
московских школьников в возрасте от 10 до 12 лет и убедился в том, что в наше
время очень много заинтересованных, талантливых ребят, которые увлекаются
чтением и уже сами пишут интересные художественные тексты. Мы обсудили с ними тему
«Какое значение в жизни ребенка имеет литературное творчество?» Большинство
школьников выступило за то, что литературное творчество – это неотъемлемая
часть жизни, поскольку оно способствует развитию воображения, кругозора,
мыслительной деятельности и помогает окружить себя интересными знакомствами.
Другие
же ребята высказали точку иную зрения по этому поводу. На их взгляд, литературным
творчеством заниматься вовсе не стоит; ни у каждого для этого есть богатая
фантазия и жизненный опыт. Однако в последнее время появляется все больше юных
литераторов, которые достигают Олимпа славы на литературной площадке.
Творчество,
каким бы оно ни было: литература, изобразительное искусство, хореография,
вокал, - это одна из самых ярких и самых замечательных сфер в жизни человека, увлечение
поэзией или прозой, определенно, помогает ребенку стать культурной,
разносторонней, высококреативной, интересной личностью!
Иван Хаванцев,
преподаватель русского языка и литературы
в 4 – 6 классах,
партнёр детского конкурса по городу Москве.